ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) 2016/17 учебный год
В 11 (12) классах проводится итоговое сочинение (изложение), успешное написание которого является условием допуска к государственной итоговой аттестации.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
Регистрация обучающихся 11 (12) классов для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.
Сочинение также могут писать выпускники прошлых лет и обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования.
Заявление на написание сочинения выпускники прошлых лет и обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования подают в муниципальные органы управления образованием:
- для написания сочинения 07.12.2016 до 22.11.2016;
- для написания сочинения 01.02.2017 до 16.01.2017;
- для написания сочинения 03.05.2017 до 18.04.2017.
Тематические направления итоговых сочинений в 2016-2017 учебном году.
1. «Разум и чувство»,
2.«Честь и бесчестие»,
3.«Победа и поражение»,
4.«Опыт и ошибки»,
5.«Дружба и вражда».
«Разум и чувство» - направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
«Честь и бесчестие» - в основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
«Победа и поражение» - направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
«Опыт и ошибки» - в рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
«Дружба и вражда» - направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Изложение вправе писать:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Письмо Рособрнадзора от 17.10.16 № 10-764 о новой редакции методических рекомендаций по сочинению (изложению) в 2016-2017 учебном году смотрите ЗДЕСЬ (файл .pdf )
Приложение 1 к Рекомендациям по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для ОИВ смотрите ЗДЕСЬ (файл .pdf )
Приложение 1.1 к Рекомендациям по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для ОИВ смотрите ЗДЕСЬ (файл .pdf )
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования смотрите ЗДЕСЬ (файл .docx)
Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) смотрите ЗДЕСЬ (файл .docx)
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) смотрите ЗДЕСЬ (файл .xls )
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) смотрите ЗДЕСЬ (файл .docx)
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) смотрите ЗДЕСЬ (файл .docx)
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования смотрите ЗДЕСЬ (файл .docx)
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) смотрите ЗДЕСЬ (файл .docx)
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) смотрите ЗДЕСЬ (файл .docx)
Справка об основных изменениях (дополнениях), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году смотрите ЗДЕСЬ (файл .docx)